В основе контроля над внешней торгово-экономической деятельностью лежит комплекс различных методик воздействия. К числу правовых относится предоставление ее субъектам, функционирование которых оказывает благоприятное действие на развитие государства, особых льгот.
Для таможенных льгот, предоставляемых при таможенном оформлении, характерны как общие для всех таможенных льгот характеристики, так и отличительные особенности, разрешающие группировать их в обособленные объединения. Так, таможенные льготы – это специфический инструмент таможенной политики, используемый для привития у получателя общественно полезного поведения. К тому же они формируют взаимосвязь между добросовестностью последнего и возможностью получения им льгот в дальнейшем.
Основные элементы
Предоставляемые в рамках таможенного оформления льготы включают перечисленные ниже составляющие:
- Специальные упрощения;
- Усеченный порядок;
- Полное освобождение.
Первая категория – это самая крупная и чаще всего применяемая в части таможенного оформления группа льгот. К их использованию могут прибегать все заинтересованные субъекты при условии следования ряду нормативно зафиксированных норм. Надо выделить отдельный субъект, выделяемый в сфере таможенных правоотношений, именуемый уполномоченным экономическим оператором. Он наделяется правом ввоза либо вывоза в РФ грузов в соответствии с особым порядком проведения таможенных операций.
В ТК Таможенного союза зафиксирована целая группа упрощений. В нее входят:
- Оформление разрешительной документации на временное хранение грузов уполномоченного экономического оператора без его обязательного включения в перечень собственников складов временного хранения;
- Проведение выпуска грузов до направления декларации;
- Прочие упрощения, предусмотренные действующими нормами Таможенного союза.
Таким образом, принятие решения о возможности получения юрлицом вышеописанного статуса обеспечило возможность существенно оптимизировать грузопотоки.
Вторая категория таможенных льгот – это льготный порядок таможенного оформления. Он известен под названием усеченного и задействуется в отношении предназначенных для индивидуального применения и употребления товаров, ввозимых через таможенную границу гражданами – физлицами. Их отнесение к вышеназванной категории выполняется на основании и с учетом заявления физлица о перевозимом грузе, его свойствах и числе и периодичности перемещения гражданином принадлежащих ему грузов через границу.
Ответственное лицо таможенного органа законодательно наделено правами учитывать при установлении функционального предназначения грузов такие факторы как:
1. Потребительские характеристики товаров, их стандартная практика применения. Ввоз или вывоз предметов, которые не используются в быту, служит причиной считать их предназначенными для коммерческого применения до тех пор, пока заявитель не докажет иное;
2. Число номенклатурных позиций. В случае значительного превышения количества идентичных товаров, используемых для удовлетворения личных потребностей заявителя и членов его семьи, цель их ввоза или вывоза признается коммерческой;
3. Частота ввоза или вывоза товаров. Регулярный ввоз или вывоз однородных товаров одним и тем же физлицом может выступать причиной для предположения того факта, что он осуществляется с целью получения коммерческой выгоды;
4. Цель поездки (направление, длительность поездки, сумма полученной валюты и пр.).
Настоящий порядок таможенного оформления носит название усеченного по причине значительного упрощения самой процедуры и существенного сокращения затрат времени на ее реализацию.
Третья разновидность таможенных льгот – это освобождение от таможенного оформления. Сегодня таможенное законодательство не включает такой льготы, поскольку отсутствие возможности реализации таможенного оформления выводит некоторые грузы из сферы влияния таможенной политики и является причиной потенциальной угрозы экономической безопасности государства.