Эффективная упаковка груза решает сразу несколько задач. Она обеспечивает его сохранность, простоту перемещения, напрямую влияет на качество и скорость перевозки. Что такое паллеты, какими они бывают, какие стандарты разработаны для тары, расскажут специалисты компании «Калипсо».
О понятии паллет
Паллета – это транспортная жесткая конструкция, на которую фиксируют груз посредством ремней, термоусадки или стрейч-пленки. Поддоны были изобретены в Америке в начале XX века. Они настолько облегчили перемещение грузов, что вскоре стали использоваться в промышленных масштабах.
Современные виды паллет имеют унифицированный размер, что позволяет такелажной технике во всем мире работать с ними. Грузоподъемность конструкций варьируются от 700 кг до 2500 кг. Поддоны предназначены для многоразового использования, поэтому материалы и параметры должны соответствовать стандартам.
Для чего используют поддоны
С помощью паллеты формируется 1 грузовая единица. Строение поддона таково, что с ним максимально комфортно работает вилочный или ручной погрузчик. Такая организация грузов имеет следующие достоинства:
-
компактное и систематизированное хранение;
-
рациональное размещение на территории склада;
-
быстрые такелажные работы;
-
дополнительная защита груза.
Специально для поддонов разработаны схемы расположения в складских помещениях. Это позволяет наиболее эффективно использовать площадь, обеспечивать удобную транспортировку грузовым транспортом между рядами.
Читайте также: Основные виды логистики.
Чем отличается отечественная тара от евроаналогов
Исторически сложилось, что в Европе и Российской Федерации регламенты на производство поддонов разнятся.
Европоддон соответствует стандартам ISO 3676, ISO TK/22, ISPM 15. Контроль за их выполнением возложен на EPAL (Европейская ассоциация паллет). Подтверждением соответствия тары является клеймо. Стандартный европоддон имеет габариты 800*1200*145 мм.
Российская тара регламентируется двумя ГОСТами: 9557-87 и 9078-84. Первая норма предъявляет строгие требования, которые обеспечивают качество продукции, аналогичное европейскому стандарту. Отличие – отсутствие клейма, поэтому поддон получил название БК паллеты. Их используют на внутреннем рынке страны. Второй ГОСТ имеет общий характер, он устанавливает размеры изделия. Стандартные габариты паллет – 800*1200*145 и 1000*1200*145.
Важно знать! Существуют американские поддоны, их габариты – 1200*1200 или 1000*1200. Они соответствуют документу по стандартизации деревянных паллет, который начал действовать в Америке в 2012 году. |
Виды поддонов
Виды поддонов или паллет различают по материалу изготовления. В числе вариантов – дерево, металл, пластик, вторсырье.
-
Деревянные паллеты. Материал перед производством проходит предварительную обработку, призванную уничтожить вредных насекомых, плесень и бактерии. Прочность паллет зависит от породы дерева. Для конструкции используются стандартизированная доска и брусья, между собой они соединяются металлическими крепежами. Производство незатратно, поэтому такие поддоны достаточно дешевы.
-
Пластмассовые аналоги изготавливают из полимерных материалов и смол различных типов. Важное преимущество таких паллет – небольшой вес и высокая гигиеничность. Конструкцию легко помыть и продезинфицировать. Благодаря решетчатой структуре поддоны быстро просыхают. Конструкция изготавливается методом литья, этим достигается высокая точность изделий. Пластмассовая тара востребована в самых разных сферах перевозок и торговли, ее недостатки – более высокая цена в сравнении с деревянными, сложность утилизации.
-
Металлические поддоны – чемпионы по грузоподъемности, они имеют большой запас прочности и применяются для перевозки большегрузных товаров. Из-за достаточно большого веса металлические паллеты редко используют для транспортировки, как правило, они актуальны для внутреннего перемещения на производстве.
-
Паллеты из картона. Наиболее дешевые и легкие конструкции. Артикул изготавливают из рифленого картона. За счет небольшого веса их часто применяют при транспортировке на длинные расстояния. Существенный недостаток – восприимчивость к влаге, поэтому данные изделия считаются одноразовыми и по окончании цикла доставки требуют утилизации.
По назначению выделяют следующие типы продукции:
-
плоские конструкции, не имеют дополнительных надстроек;
-
ящичный поддон, имеет большую высоту за счет решетчатой или сплошной надстройки;
-
универсальные, могут использоваться для грузов любых типов;
-
узкоспециализированные, применяются только для конкретных товаров.
По строению поддоны бывают однонастильными и двухнастильными. В первых расположение товара предусмотрено только с одной стороны. Во втором продукцию можно располагать с обеих сторон, штабелируя паллеты.
По способу транспортировки существует два типа паллет: двух- и четырехзаходные. В первую группа вилку захвата можно завести только с двух сторон, во второй – со всех четырех.
Есть ли отличия паллет для ВЭД и для внутреннего рынка?
Какие бывают паллеты для ВЭД, определяется нормами международных перевозок. В список разрешенных поддонов входит несколько вариантов.
-
Тара, сертифицированная для Европы, имеет клеймо. Верхняя площадка состоит из 5 досок, нижняя – из 3.
-
Финпаллеты также имеют клеймо, их верхняя часть сложена из 7 досок, нижняя – из 3.
-
Грузовые паллеты многоразового использования с размерами 800*1200*145 и 1000*1200*145, без клейма.
-
Евробокс с клеймом EUR в овале, представляет собой металлическое основание с надстройкой в виде металлической клети, размер – 800*1200*800 мм.
Для внутреннего рынка используют экземпляры без клейма. Это могут быть несертифицированные европаллеты, поддоны 1, 2, 3 сорта, другие виды пластиковой, деревянной или металлической тары.
Маркировка паллет и ее расшифровка
На поддоны, которые будут пересекать границу, обязательно наносится клеймо. Оно подтверждает соответствие стандартам и прохождение фитосанитарной обработки.
Важно знать! Маркировка паллет определяется регламентом ISPM 15. Его действие распространяется только на изделия из дерева. |
Маркировка содержит подробные сведения о производителе поддона, пройденной дезинфекции, несет следующие сведения:
-
IPPC, название международной конвенции по защите растений;
-
сокращение латиницей, обозначает код страны изготовителя тары;
-
цифровой код, обозначающий регион производителя;
-
трехзначный цифровой код, идентифицирует предприятие, обрабатывающее древесину;
-
дата изготовления поддона, номер и наименование партии.
Древесина может проходить следующие виды обработки, о чем информирует маркировка на поддоне:
-
MB, обработка бромистым метилом ;
-
HT, термическое воздействие;
-
DB, древесина окорена;
-
KD, древесина прошла сушку в камере высокой температуры.
Поддельное клеймо
Многие не учитывают, что тара также проходит контроль при пересечении границы. Оригинальность клейма и информацию на нем обязательно проверяют. При обнаружении фальсификации груз могут задержать, что грозит собственнику товара финансовыми потерями. Именно поэтому оформление и контроль всех сопроводительных бумаг стоит доверить профессионалам. Таможенный брокер компании «Калипсо» подготовит груз для благополучного пересечения границы.
Советы специалиста
Для транспортировки груза за рубеж целесообразно выбирать европоддоны. Такая транспортировочная тара имеет следующие преимущества.
-
Высокая грузоподъемность до 2500 кг, в противовес стандартным паллетам на 750-1000 кг.
-
Надежность. Европоддон изготавливают из древесины с низкой влажностью.
-
Прочность и устойчивость к нагрузкам. В качестве крепежных элементов выступают ершенные гвозди, они толще и имеют витую нарезку, благодаря чему конструкция не разбалтывается.
-
Срок эксплуатации в среднем в два раза выше, конструкция реже требует ремонта.
-
Наличие дополнительной пропитки замедляет старение дерева, делает его устойчивым к механической деформации.
-
Благодаря конструкции европоддона его можно использовать на автоматизированных складах.
Перед прохождением границы отдельное внимание нужно уделить фитосанитарной обработке тары. Стандартными решениями являются камерная сушка, тепловая обработка и фумигация. На территории Российской Федерации актуальны первые два способа.
Выводы
Паллета – стандартизированная тара, которая широко используется при перемещении грузов как внутри страны так и за ее пределами. Соблюдение норм маркировки и обработки поддонов – обязательные составляющие успешного таможенного оформления.