Контейнерные перевозки являются наиболее современным, удобным и экономичным видом грузоперевозок. Данный способ предназначен как для внутреннего, так и для международного транспортного сообщения. Грузовые контейнеры стандарта ISO (от англ. container – «тара») представляют собой металлические стандартные транспортировочные конструкции, которые используют для многоразовой перевозки грузов разными видами транспорта. Также они применяются для хранения и являются съёмными элементами, которые специально приспособлены для погрузки-разгрузки с одного транспортного средства на другое.
Возможно, вас заинтересует статья: «IATA CASS: особенности, назначение, преимущества, принцип работы системы взаиморасчётов»
История появления контейнеров, использование стандарта ISO
Первоначально материалы доставляли в пункты отправления, погружали рабочие путём использования ручного труда. Из-за многократной обработки доставка товаров задерживалась, и нужна было оптимизация данного процесса. В XVIII столетии в Англии были созданы первые контейнеры в виде прямоугольных деревянных ящиков для транспортировки угля. Но в первой половине XIX века при изготовлении подобной тары начали использовать металл.
Важно знать! В начале ХХ столетия для грузоперевозок решили использовать закрытые металлические контейнеровозы, однако в первые десятилетия ёмкости имели небольшой объём (до 3 кубометров), при этом их было затруднительно погружать в дополнительный кузов.
В 1955 г. американцами Малкольмом Макклином и Тантлингером был разработан первый прототип интермодального современного контейнера. Он представлял собой ёмкость из гофрированных металлических листов 240х240х300 см. Углы контейнера имели систему twistlock, которая позволяет зацеплять и перемещать ёмкости с помощью подъёмного крана. Первая грузоперевозка при помощи такого резервуара была осуществлена 26 апр. 1956 г. на танкере IdealX из Нью-Джерси в Техас.
Из-за отсутствия общего стандарта в течение 20 лет размеры грузовых контейнеров могли сильно отличаться, что усложняло логистику вследствие несовместимости. По этой причине представители международного судоходства, европейских железнодорожных компаний и американских автоперевозчиков решили создать общие стандарты, которые касаются размеров, норм и усиления конструкции. Так основали Международную организацию по стандартизации ISO. Современную тару, соответствующую общепринятым нормам, так и называют – ISO контейнеры.
Разновидности контейнеров
В соответствии со стандартами ISO, ёмкости для грузоперевозок классифицируют по следующим параметрам: габариты, вместимость, назначение. В целом модули бывают универсальными и специализированными. Первые контейнеры не используются в авиаперевозках и не предназначаются для транспортировки особых грузов (жидкости, газы, сыпучие материалы, автомобили, животные). По габаритным показателям и весу ИСО контейнеры бывают малотоннажными (до 2.5 тонн), среднетоннажными (3-10 тонн) и крупнотоннажными (10+ тонн).
Предлагаем также изучить статью: «Таможенная очистка товаров: регламентация, особенности, сроки, стоимость процедуры»
Универсальные ёмкости могут иметь общее (ИСО 1496-1) и особое назначение. Вторые бывают:
- закрытыми вентилируемыми;
- открытыми (крыша представлена съёмным или раздвижным чехлом);
- открывающимися (имеют распашные боковые стены или дверные проёмы);
- платформы (без боковин или со складывающимися стенками).
Важно знать! С помощью универсальных модулей перевозят продовольственную, промышленную продукцию, бытовые вещи, некоторые скоропортящиеся грузы, жидкости в тарах до 1 литра, материалы в лёгких упаковках, пушнину.
Популярные размеры (тоннаж)
Внутренние размеры контейнера ИСО во многом определяют, сколько груза может вместить тара. Рассмотрим наиболее распространённые варианты:
- 3-тонные: самые малогабаритные и компактные универсальные модули, изготавливаемые из металлического профиля 3 мм в толщину, имеющие антикоррозийное покрытие. Внешние размеры (длина/ширина/высота): 2100х1325х2400 мм, показатель грузоподъёмности – 2400 кг.
- 5-тонные: кубовидный грузовой контейнер массой 1200 кг, имеющий грузоподъёмность 3800 кг. Габариты: 2650х2100х2400 мм, внутренний объём 10 кубометров.
- 5-футовые: ЖД и морские контейнеры, которые весят 980 кг при грузоподъёмности 4 тонны, имеют габариты 1460х2438х2438 мм. Каркас ёмкости укреплён железными балками.
- 6-футовые: модули, вмещающие грузы до 10 тонн, имеющие размеры 1980х1950х1910 мм.
- 10-футовые: аналог предыдущего варианта с антикоррозийным покрытием металла и габаритами 2991х2438х2438 мм.
- 20-футовые: стандартные ISO контейнеры с размерами 6058х2438х2438 мм, объёмом 30 кубометров, грузоподъёмностью 28.18 тонн, которые применяются при международных перевозках морским и ж/д транспортом.
- 20-тонные: крупнотоннажные модули для ж/д, морской и автоперевозки, грузоподъёмность 17.8 тонн, габаритами 6058х2430х2430 мм и объёмом 29.5 кубометров.
- 24-тонные: аналог контейнеров на 20 футов, габариты которых регламентируются ГОСТ Р 53350-2009, а отличие заключается в максимально допустимой массе 24 т.
- 30-футовые: данные конструкции имеют длину 9125 и ширину 2438 мм, а высота может различаться: 1B – 2438 мм, 1BB – 2591 мм, 1BBB – 2896 мм, 1BX – 2438 мм. Максимальная грузоподъёмность – 27.68 тонн.
- 40-футовые: конструкции имеют в длину 12 192 мм при ширине 2438 мм и разной высоте: 1A – 2438 мм, 1AA – 2591 мм, 1AAA – 2896 мм, 1AX – 2438 мм. В контейнер можно загрузить 26.28 тонн.
- 45-футовые: популярные ёмкости для мультимодальных грузоперевозок любыми видами транспорта. Длина/ширина составляет 13 716 / 2438 мм, а высота – 2438/2896 мм (1EE/1EEE модули). Показатель грузоподъёмности – 26.38 т.
- 60-футовые: наиболее крупные металлические конструкции, которые изготавливают под заказ разных размеров. Самыми распространёнными являются открытые модули, вмещающие 110 кубометров грузов общим весом не более 60 тонн.
Можете также изучить статью: «Таможенное оформление БАДов: особенности процедуры, необходимые документы»
Контейнеры для специфических грузов
Классификация грузовых контейнеров предусматривает разделение на следующие виды ёмкостей:
- Танк-контейнеры: ёмкости, с помощью которых перевозят химические жидкости, пищевые, нефтяные и топливные грузы. Это контейнеры-цистерны с усиленной рамой на 20 или 40 футов объёмом 24 кубометра и грузоподъёмностью 30.48/36 тонн.
- Рефрижераторные (отапливаемые): контейнеры на 20/40 футов, внутри которых поддерживается определённый температурный режим от -25 до +25 °С. Объём составляет 28/58.9 кубометров при загруженности 23.95/29.2 тонн.
- Flat Track: платформы повышенной прочности, имеющие боковые стенки, используемые для перевозки негабаритных грузов. Контейнеры на 20 футов выдерживают 27 тонн, а 40-футовые – 40 тонн.
- Open Top: конструкции с мягкой верхней частью из тента на передвижной раме. 20/40-футовые модули рассчитаны на 21.65/25.58 тонн при объёме 32/66.7 кубометров.
- Bulk Container: распространённые модули, которые позволяют перевозить кусковые, гранулированные и порошкообразные грузы насыпью (песок, гравий, уголь, цемент, удобрения, химические вещества, зерно) любым транспортом. Изготавливаются в 20- и 40-футовом исполнении.
- Изотермические: герметичная 20-футовая тара объёмом 26.31 кубометров для перевозки скоропортящейся продукции суммарным весом 17.78 тонн.
- Ventilated Containers: вентилируемые 20-футовые конструкции с открывающимися отверстиями для циркуляции воздуха. Тара позволяет безопасно транспортировать зерновые, бобовые, чай, кофе.
Возможно, вас заинтересует статья: «Таможенная переработка товаров: важность, особенности, сроки процедуры»
Особенности железнодорожных и морских контейнеров
Морские контейнеры представлены грузовыми модулями для перевозки грузов на морском и сухопутном транспорте, включая железнодорожный. Раньше для транспортировки по ж/д сообщению применялись 3- и 5-тонные конструкции, которые не были задействованы в морских грузоперевозках. К тому же железнодорожные ёмкости покрывали обычными красками, а морские – полимерными (для снижения коррозии). Однако сегодня оба вида контейнеров являются совершенно одинаковыми.
Стандарты ИСО
Каждая интермодальная грузовая единица имеет ИСО-код – международный идентификационный знак, определяющий стандарт изготовления. По требованиям ISO 6346, интермодальные контейнеры должны иметь буквенно-цифровое обозначение формата NMF U 027102 8, где:
- NMF –код собственника тары;
- U – категория конструкции (U – грузовая, J – съёмная, Z – трейлер/шасси, R – рефрижератор);
- 027102 – серия контейнера, обязательно представлена 6 цифрами;
- 8 – контрольное число для подтверждения предыдущей информации.
Есть и другой способ маркировки формата RU H 2 V0, где RU – код государства, H –длина модуля, 2 – высота/ширина, V0 – тип грузового контейнера.